Блог

Закон о такси: главные изменения для таксопарков и водителей с 1 сентября 2023

С 1 сентября 2023 года вступят в силу основные положения закона о такси 580-ФЗ. Он предусматривает изменения для служб заказа такси, водителей и принципиально новый инструмент — региональные реестры такси. Мы ознакомились с текстом нового большого закона и расскажем о главных изменениях. Некоторые из них обсудили с нашим клиентом, таксопарком «Полет», чтобы разобраться, как соблюдать законодательство без ущерба для бизнеса.

Закон о такси с 1 сентября 2023 года

Что изменит новый закон для служб такси

Новый закон с 1 сентября регламентирует ответственность служб заказа такси, вводит ОСАГО по тарифу для перевозчика и стандартизирует оформление автомобилей. Расскажем обо всем по порядку.

Введение новых положений об ответственности

С 1 сентября службы такси должны передавать заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на работу в такси. Если служба накопит больше 0,01% подобных заказов за одни сутки, это повлечет лишение права на осуществление деятельности. Проверять нужно будет не только разрешение на перевозку у водителей, но и автомобиль — внесен ли он в реестр такси.

Новая мера ответственности за передачу заказов водителям без разрешения хорошо скажется на безопасности пассажироперевозок. В противном случае непонятно, кто управляет такси, допущен ли автомобиль до перевозок пассажиров.

Для себя в компании мы этот вопрос решили с первого дня работы: мы оформляем разрешения на собственные автомобили, а у водителей с личными машинами запрашиваем разрешения. В Москве и области этот документ выдается бесплатно.

Таксопарк «Полет»

Среди других обязанностей,  которых раньше не было в законе:

  • Возмещать реальный ущерб пассажирам, если его не покрыло ОСАГО или выплата по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
  • Вести в электронной форме или на бумажном носителе журнал регистрации заказов, регистрировать в нем наименование перевозчика, которому передан заказ.
  • Хранить сведения о заказах не менее 6 месяцев со дня их выполнения и предоставлять их по требованию властей.

ОСАГО по тарифу для перевозчиков

Новый закон о такси предусматривает, что водители обязаны иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков: раньше многие таксисты оформляли полис страхования для личного использования. При этом самозанятые водители и ИП должны оформлять ОСАГО самостоятельно.

Мы знаем, что есть таксопарки, где пренебрегают оформлением ОСАГО для перевозчиков из-за его стоимости. Безусловно, это весомая часть затрат таксопарка. Но отсутствие ОСАГО по тарифу для перевозчиков при ДТП вызывает проблемы, в том числе, для самих таксопарков.

Таксопарк «Полет»

Медосмотры и предрейсовый контроль сохраняются

Закон 580-ФЗ содержит, как и раньше, нормы контроля перед началом смены водителя:

  • обязательные медицинские осмотры,
  • заполнение путевых листов,
  • предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автомобиля.

Отметим, что расходы для такого контроля самозанятые таксисты и ИП будут покрывать самостоятельно.

Закон о такси подчеркивает, что водители-физлица обязаны соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха. Согласно постановлению правительства от 2 июня 2023 года, продолжительность рабочего времени водителя должна составлять не более 40 часов в календарную неделю. Кроме того, ограничивается продолжительность ежедневного рабочего времени — 10 часов.

Требования к оформлению автомобиля

Новый закон о такси регламентирует внешний вид автомобиля:

  • «шашечки» на кузове,
  • опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше машины,
  • цветовая гамма кузова должна соответствовать требованиям, если они установлены законом субъекта РФ.

Если разрешение на перевозку получено до вступления закона в силу, 1 сентября 2023 года не нужно менять оформление авто — пока действует полученная лицензия.

Новый закон о такси
В Москве нормы оформления действуют еще с 2017 года. В частности, получить лицензию можно только на автомобиль желтого цвета

В салоне легкового такси должна быть размещена следующая информация:

  • госномер ТС,
  • наименование перевозчика,
  • номер записи в региональном реестре перевозчиков — о них расскажем в другом разделе,
  • данные о тарифах и правилах их применения,
  • другие сведения, указанные в статье 9 закона о такси 580-ФЗ.

Что изменит закон о такси с 1 сентября для водителей

Новый закон предусматривает несколько изменений: оформление статуса водителя, отмену платы за получение разрешения для работы в такси и недопуск некоторых водителей к управлению такси.

Оформление статуса для работы в такси

Согласно закону о такси 580-ФЗ, у водителей будет три варианта оформления для работы:

  • заключение трудового договора со службой такси,
  • оформление ИП: подразумевает работу на себя или заключение договора с таксопарком,
  • оформление статуса самозанятого: в отличие от ИП такой водитель не может работать на себя и обязан заключить договор со службой такси.

Таким образом, с 1 сентября 2023 года физические лица не смогут работать в такси, если они не оформлены по трудовому договору.

У отрасли такси уже сейчас есть проблема нехватки водителей, а в таксопарках простаивают машины. Нововведение, к сожалению, ухудшит и без того сложную ситуацию.

Что делать таксопаркам для привлечения водителей? Можно использовать маркетинговые инструменты и реферальную программу. Такой подход мы используем в нашей компании, и он хорошо себя зарекомендовал.

Таксопарк «Полет»

Получение разрешения на перевозку

Новый закон о такси предусматривает обязательное получение разрешения для водителей на перевозку пассажиров в такси. Эта норма существовала и раньше. Главное изменение состоит в том, что после 1 сентября 2023 года документ будут выдавать бесплатно.

Закон запрещает допускать несколько групп водителей к управлению такси:

  • водителей, у которых есть более 3 неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки,
  • водителей с непогашенной или неснятой судимостью за совершение ряда преступлений,
  • водителей, которые не прошли аттестацию на знание местонахождения в регионе объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия, спорта, медицинских и образовательных организаций, органов власти,
  • водителей, которых повторно лишили права управления ТС или арестовали за административные нарушения в сфере дорожного движения.
Новый закон о такси 2023
Новый закон определяет несколько категорий водителей, которые не могут быть допущены к управлению такси

Как и ранее, водители могут работать в пределах того региона, который выдал разрешение на перевозку. Однако власти субъектов РФ вправе утвердить собственные нормативные соглашения: например, разрешение будет действовать в двух регионах без ограничений, если две граничащие области подписали соответствующие документы.

Создание специальных региональных реестров

Закон о такси предусматривает, что с 1 сентября 2023 будут действовать региональные реестры с информацией о перевозках легковым такси. Всего реестров будет три:

  • реестр перевозчиков будет включать сведения о разрешении на перевозку,
  • реестр такси объединит данные об автомобилях и их владельцах,
  • реестр служб заказа такси будет содержать информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги.

Согласно закону, служба заказа такси обязана ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Если разрешения нет или отсутствуют сведения о ТС, компания не вправе передавать заказ перевозчику.

Отметим, что в Минтрансе подготовлен проект постановления правительства о федеральной государственной информационной системе (ФГИС) легковых такси. ФГИС будет основана на данных, полученных из региональных реестров.

Следующие шаги после нового закона о такси

Закон о такси, который вступит в силу 1 сентября 2023 года, предусматривает глобальные изменения в отрасли пассажирских перевозок. Однако, как можно понять из законодательной базы, которая сейчас разрабатывается и принимается органами власти, это далеко не единственное изменение, которого можно ожидать.

Так, с 1 сентября 2024 года службы такси и ИП будут обязаны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Соответствующий закон 278-ФЗ подписан президентом РФ 24 июня 2023 года.

До 1 сентября 2024 все перевозчики должны заключить договор ОСГОП за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и представить информацию о нем в соответствующее ведомство в течение 60 дней со дня вступления закона в силу. Если информация не будет предоставлена, это повлечет приостановление действия или аннулирование разрешения на перевозку.

Закон о такси с 1 сентября 2023: кратко

Мы попросили нашего эксперта дать общую оценку новому закону о такси.

К сожалению, можно отметить, что ряд нововведений закона о такси негативно скажется на развитии отрасли, особенно в текущих условиях, когда есть сложности с запчастями, подорожало обслуживание автомобилей.

Однако, есть компании, которые, как и мы, покупают правильные страховки, оформляют должным образом автомобили и их обслуживают, проверяют водителей при найме и подключении к агрегатору. Остальным будет сложно адаптироваться — люди привыкли работать по-старому.

Таксопарк «Полет»

Подведем главные итоги:

  • Новый закон о такси с 1 сентября 2023 года введет ответственность служб заказа такси за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира.
  • У служб заказа такси появится ответственность за передачу заказа водителям без лицензии.
  • В регионах РФ будут созданы реестры перевозчиков, такси и служб заказа.
  • Водитель легкового такси будет должен оформить статус самозанятого, ИП или устроится в штат по трудовому договору.
← Предыдущий постСледующий пост →
Хотите следить за важным с помощью
GPS-мониторинга?
Начать
Недавние посты