1 марта 2026 года вступит в силу закон о локализации такси. К автомобилям будут применяться новые требования: в такси смогут работать только машины, произведенные на территории России. Эксперты ГдеМои разобрались в новом законе. Объясняем простыми словами, что нужно сделать прямо сейчас, чтобы продолжить деятельность таксопарка выгодно.

Закон о локализации такси — простыми словами
Дата вступления: 1 марта 2026 года
Кого коснется закон: таксопарки, агрегаторы, самозанятые водители
Изменения: сами машины или их основные компоненты теперь должны выпускаться только в России
Исключения: машины, которые уже числятся в реестре, и некоторые регионы РФ
Закон о локализации такси устанавливает новые требования к машинам. С 1 марта 2026 года включать в реестр такси привычные иномарки будет запрещено. Без соответствия новым требованиям автомобиль не сможет выйти на линию. В случае нарушения водителя ждет запрет на работу в такси, а таксопарк — лишение лицензии.
Какие машины подходят под локализацию такси?
С 2023 года каждая машина такси должна быть включена в региональный реестр — это требование Закона 580-ФЗ. Закон о локализации такси уточняет характеристики автомобилей, которых «пропустят» в реестр.
С 1 марта 2026 года в такси могут быть задействованы ТС, которые соответствуют одному из двух критериев.
- Машина должна быть произведена в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта), заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
- Машина должна набрать определенное число баллов локализации. Они начисляются за использование российских деталей и сырья, сборку или производство на отечественных заводах и другие особенности обслуживания автомобилей.
1 октября Минпромторг также опубликовал официальный список автомобилей, гарантированно подходящих под локализацию. В перечень вошли:
- Lada: Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel
- УАЗ: «Хантер» и «Патриот».
- Sollers SP7
- Evolute: I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space
- Voyah: Free, Dream, Passion
- «Москвич»: 3, 3е, 6 и 8
Представители министерства отметили, что список будет обновляться.
Что делать с авто, которые уже включены в реестр такси?
Авторы закона уточняют, что он не будет иметь обратной силы. Требования закона о локализации такси не станут применять к автомобилям, которые были внесены в региональные реестры до 1 марта 2026 года.
Также для нескольких регионов предусмотрены отсрочки. Ездить на нелокализованных машинах можно в Калининграде и Сибирском ФО — до 1 марта 2028 года, на Дальнем Востоке — до 1 марта 2030 года.
По закону, машины, уже внесенные в региональные реестры такси, можно использовать до конца срока эксплуатации. Но важно знать, что есть сценарии, при которых автомобиль может оказаться под влиянием новых требований.
За что машину могут исключить из реестра такси?
Если нелокализованный автомобиль после 1 марта 2026 года пропадет из реестра такси, вернуть его обратно уже не получится. Оснований для исключения машины из реестра несколько.
- Изменение существенных характеристик ТС. Если проведен крупный ремонт автомобиля (замена ключевых узлов, кузова, других агрегатов), машина может рассматриваться как новая.
- Смена собственника. Если автомобиль продан или переоформлен, а новый владелец не подал сведения.
- Отсутствие необходимых страховок. Если у перевозчика нет действующего полиса ОСАГО для такси или полиса ОСГОП.
- Регистрация неверных сведений. Если в реестре оказались ложные данные о договоре аренды, собственности или страховке.
- Нарушение требований к такси. Если машина не соответствует 580-ФЗ.
- Нарушение договора обеспечения. Если парк не проводит медосмотры, техконтроль, техобслуживание.
Узнайте больше о полисе ОСГОП для такси — обязательной страховке для пассажиров таксопарка
Что делать с такси, взятыми в лизинг?
Если таксопарк берет машины в лизинг, собственником ТС остается лизинговая компания. Но в реестре владельцем числится таксопарк — по праву владения и пользования. После выкупа автомобиля основание владения меняется с договора лизинга на право собственности. Это значит, что запись о машине в реестре такси также необходимо обновить.
В зависимости от региона, есть два способа обновления:
- вносят изменения в существующую запись;
- ТС исключают, а затем повторно включают в реестр уже с новым владельцем.
Во втором случае автомобиль попадает под требования закона о локализации. Чтобы не потерять лизинговые автомобили, мы советуем изучить практику конкретного региона. В случае, если местный реестр работает через переоформление записи, задуматься о локализации таксопарка стоит уже сейчас.
Кого затронет новый закон о локализации такси?
В текущей ситуации больше всего уязвимы самозанятые водители и небольшие региональные парки. Первые не смогут заменить личный автомобиль на локализованный аналог из-за стоимости авто, отсутствия льготных программ и субсидий. Для многих самозанятых водителей работа в такси — временная мера, поэтому траты на покупку подходящей машины могут не окупиться за много лет. Это гарантированно приведет к оттоку водителей, сокращению предложения и, как следствие, росту тарифов для конечных пользователей.
Региональный бизнес столкнется с похожими проблемами. Небольшие таксопарки часто состоят из подержанных иномарок: они привычны в использовании и обслуживании. Покупка или аренда локализованного автомобиля потребует значительных вложений. Подходящие под требования закона авто не дешевле остальных, к тому же при росте спроса на локализованные машины производители ожидаемо могут поднять цены.
Все эти мероприятия потребуют колоссальных затрат, которые для малого и среднего бизнеса такси сегодня неподъемны — прежде всего в условиях высокой ключевой ставки и ограниченного доступа к льготному финансированию.
Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси, в интервью «Ведомостям»
Как продлить жизнь парку и подготовиться к закону о локализации такси?
Лицензия на работу в такси действует пять лет. Процесс локализации таксопарка получится растянуть, если тщательнее контролировать автомобили: не допускать серьезных аварий, поломок, просроченных страховок, регулярно проводить ТО и оценку водителей.
К исключению из реестра и последующей необходимости менять машину может привести любая ошибка. Именно поэтому важно настроить автоматический контроль процессов — в том числе, с помощью решений ГдеМои для такси.
Стоимость решения:
- от 300 рублей в месяц за машину
- 4000 — 8000 рублей за оборудование
- или 0 рублей, если таксопарк сохраняет свои трекеры.
Расходы на подключение транспортной телематики окупятся за неделю. Исключение машины из реестра и последующая замена на локализованный аналог обойдется в несколько миллионов рублей.
Мониторинг состояния автомобилей
Контроль за техническим состоянием позволит продлить жизнь машинам такси. Данные с CAN-шины покажут потенциальные неисправности — менеджер таксопарка сможет отдать машину в сервис, не дожидаясь поломки.
Узнайте больше о контроле технического состояния машин для сокращения расходов таксопарка
В системе есть вся информация для мониторинга состояния транспорта:
- точный пробег;
- нагрузка на двигатель;
- ошибки двигателя;
- температура двигателя;
- моточасы и другие данные.
Данные с CAN-шины доступны в режиме онлайн или в удобных отчетах в конце дня или смены.
Контроль наличия страхового полиса
В карточке каждого автомобиля в системе ГдеМои можно указать номер полиса ОСАГО и дату его окончания. При завершении срока действия менеджер таксопарка увидит, что полис пора продлевать: запись подсветится красным.

Также в разделе «Управление транспортом» доступно ранжирование автомобилей по дате окончания страховки. Это поможет заранее запланировать обновление полисов для автопарка.
Скоринг водителей
Скоринг водителей позволяет в режиме реального времени отслеживать стиль вождения каждого таксиста. Система ГдеМои фиксирует резкие торможения и разгоны, агрессивные маневры, превышения скорости, работу двигателя на холостом ходу. На основе этих данных формируется рейтинг водителя: чем дисциплинированнее стиль вождения — тем выше балл.

Скоринг — это инструмент профилактики ДТП. Данные GPS-мониторинга помогают выявлять систематические нарушения конкретных водителей. В результате число аварий и поломок уменьшается — это позволяет сэкономить на визитах в сервис и продлить срок эксплуатации машин такси.
Контроль проведения ТО
Отсутствие техобслуживания — одна из причин для исключения автомобиля из реестра такси. Система ГдеМои позволит контролировать техосмотры и автоматически планировать визиты на сервис для каждой машины: по пробегу, моточасам или времени.

В периоды высокого спроса водители могут случайно пропустить или намеренно игнорировать посещение СТО. Во избежание подобных ситуаций система напомнит о визите на сервис не только менеджеру, но и водителю — сообщением в Telegram. В письме есть специальная кнопка: после ее нажатия запускается таймер. За это время таксист обязан пройти техобслуживание. Если срок будет нарушен, диспетчер получает возможность дистанционно заблокировать машину.
Узнайте больше о новой интеграции ГдеМои и taxiCRM, которая позволяет автоматически блокировать машины такси в случае нарушений
Закон о локализации такси: подготовьтесь уже сейчас
Закон о локализации такси вступает в силу уже через полгода. Таксопаркам рано или поздно придется перейти на локализованные автомобили. Но процесс адаптации можно сделать максимально выгодным: продлить эксплуатацию нынешних автомобилей и постепенно заменять их на отечественные.
Сохранить машины такси «на ходу», чтобы не допустить исключение из реестра, помогут решения ГдеМои для такси. Подобрать оборудование, получить подробную консультацию и коммерческое предложение можно по телефону 8 800 3333 101 или в WhatsApp.