Блог

«Период охлаждения» SIM-карт: что меняется в РФ и как отразится на мониторинге

Цифровая инфраструктура в России меняется не только на дорогах, но и в мобильных сетях. С 10 ноября 2025 года операторы связи по требованию регуляторов ввели новый механизм: «период охлаждения» SIM-карт.

Нововведение затрагивает как обычных абонентов, так и бизнес. Для транспортного мониторинга это прямой риск: SIM-карта в трекере может внезапно попасть под 24-часовую блокировку, и система перестанет получать данные. Рассказываем, почему новый сценарий работы связи не затрагивает решения ГдеМои и как подготовиться к «охлаждению» SIM-карт интеграторам.

Период охлаждения SIM-карт в России

Что такое «период охлаждения» SIM-карт в России?

По разъяснениям Минцифры и операторов, «период охлаждения» — это 24 часа, в течение которых для части SIM-карт блокируется мобильный интернет и SMS. Голосовые вызовы остаются доступны.

Механизм запускается в двух случаях:

  • SIM-карта (в том числе, иностранная) вернулась из международного роуминга и включилась в сети в России;
  • SIM-карта не была активна 72 часа (не выходила в сеть).

На этот период SIM-карта считается подозрительной: оператор должен убедиться, что ее использует человек или легальное устройство, а не беспилотник или неавторизованный IoT-модем. Основная заявленная цель — борьба с использованием SIM-карт в БПЛА и неучтенных устройствах.

Разблокировать SIM-карту можно через:

  • исходящий звонок сотовому оператору для прохождения идентификации,
  • прохождение капчи, которую отправляет оператор,
  • авторизацию по ссылке на специальной странице оператора.

Кого коснется «охлаждение» SIM-карт и на какой период?

После введения нового механизма в зоне риска оказались:

  • SIM-карты в GPS-трекерах, терминалах, датчиках, тахографах;
  • устройства, которые редко выходят в сеть или передают данные раз в несколько дней;
  • резервное оборудование, которое большую часть времени «спит».

Если такая SIM-карта будет неактивна 72 часа, данные с трекера перестанут идти на сервер — блокировка продлится сутки. Для диспетчера это будет выглядеть как потеря связи, но причина будет уже на стороне оператора, а не устройства или платформы.

Как «охлаждение» бьет по мониторингу транспорта и объектов?

Для транспортного мониторинга последствия довольно прямые:

  • Проблемы с онлайн-контролем. Нельзя увидеть текущее местоположение транспорта или объектов, фактическую работу, простои, выезды за геозону.
  • Риски по безопасности. Система не видит, что происходит с машиной или объектом: угон, повреждение, отклонение от маршрута — все это может остаться незамеченным в течение суток.
  • Сбои в автоматизации. Автоматические отчеты, триггеры, уведомления будут работать некорректно, потому что у системы не будет данных.

Иными словами, «период охлаждения» — не просто отсутствие интернета на телефоне. Это ситуация, при которой объект внезапно исчезает с радара, хотя сам трекер исправен.

Почему «период охлаждения» SIM-карт не коснется клиентов ГдеМои?

Компаниям, которые используют SIM-карты ГдеМои, не грозят ограничения или «охлаждение» — GPS/ГЛОНАСС трекеры ГдеМои останутся на связи. Наши SIM-карты работают через корпоративный APN:

  • SIM-карты имеют доступ только к конкретным IP-адресам наших серверов,
  • полностью закрытый интернет, никакого внешнего трафика,
  • оператор видит, что SIM используется предсказуемо и по назначению,
  • соединение идет через защищенный и стабильный маршрут.

Поэтому SIM-карты ГдеМои не попадают под блокировки. Однако, если вы используете собственные SIM-карты с базовыми тарифами, стандартные правила «охлаждения» могут действовать — нужно дополнительно проверять активность и настройки устройств.

Что делать интеграторам систем мониторинга?

ГдеМои предоставляет не только готовое решение для бизнеса, но и платформу ГМ Телематика для интеграторов решений GPS/ГЛОНАСС-мониторинга. Партнеры ГдеМои могут использовать несколько сценариев, чтобы обезопасить себя и клиентов от блокировок.

Собственный корпоративный APN

Для подключения этого решения потребуется несколько действий.

  • Договор с оператором на услугу «Корпоративный или закрытый APN».
  • Описание сети для маршрутизации.
  • Выделение IP-адресов.
  • Настройка туннеля или канала связи.
  • Указание APN в устройствах.

Такое решение потребует дополнительных финансовых вложений, но обеспечит наибольшую надежность и стабильность.

Контроль неактивности в системе мониторинга

Внедрение контроля за активностью устройств также потребует нескольких шагов.

  • Создание отчетов и уведомлений по невыходу на связь. Например, если устройство не присылало данные более 24 или 48 часов.
  • Визуальная маркировка ТС или объекта с длительной неактивностью.
  • Создание уведомлений «Подозрение на период охлаждения» для устройств, которые внезапно замолчали после поездок или простоя.

Такой подход не отменяет сам факт «охлаждения», но позволяет оперативно реагировать, не создавая критическую ситуацию для автопарков.

Переход на M2M/IoT SIM-карты и корпоративные тарифы

Интегратор получает доступ к кабинету оператора, где видно статусы SIM-карт. Также, по заявлениям операторов, IoT/M2M SIM с корпоративными профилями не попадают под «охлаждение». Наконец, крупным компаниям намного проще управлять сотнями или тысячами SIM-карт централизованно, чем разбираться с розничными номерами.

Что делать, чтобы не попасть под «период охлаждения»: краткий чек-лист

  • Провести аудит SIM-карт автопарка. Найти SIM, которые могут простаивать более 72 часов.
  • Настроить принудительную отправку пакетов. Это особенно важно для трекеров, которые работают в интервальном режиме и могут неделями не выходить на связь. Устройство должно отправлять хотя бы небольшой пакет данных раз в 24–48 часов, чтобы оператор не посчитал SIM «спящей».
  • Настроить мониторинг неактивности. Уведомления, отчеты, контроль статусов.
  • Уточнить у своего разработчика платформы или провайдера GPS-мониторинга, используется ли у них корпоративный закрытый APN или M2M-IoT SIM-карты.
  • Обновить инструкции для клиентов и партнеров. Объяснить, что такое «период охлаждения», как он проявляется в мониторинге, что делать при внезапной пропаже связи.

Частые вопросы по «периоду охлаждения» SIM-карт в России

В каких ситуациях включается «период охлаждения» SIM-карт?

«Период охлаждения» включается в двух случаях:

  • SIM не была активна 72 часа — не выходила в мобильную сеть, не передавала данные.
  • SIM вернулась из международного роуминга и зарегистрировалась в сети РФ.

«Период охлаждения» длится 24 часа. В этот промежуток мобильный интернет и SMS временно отключаются, звонки остаются доступны.

Как снять ограничения, если SIM уже ушла в «охлаждение»?

Есть несколько способов:

  • совершить исходящий звонок оператору для прохождения идентификации;
  • перейти по специальной ссылке, которую отправляет оператор;
  • пройти капчу, которую отправляет оператор;
  • дождаться окончания 24-часового периода — ограничения снимутся автоматически.

Будет ли включаться «охлаждение» при въезде в РФ из Беларуси и других соседних стран?

Да. Если SIM-карта работала за пределами РФ и затем вернулась в российскую сеть, она может попасть под «охлаждение» точно так же, как и при возвращении из любого международного роуминга. Это касается всех стран, где SIM регистрируется как иностранная.

Как гарантированно исключить «охлаждение»?

Есть три надежных решения:

  • Использовать корпоративные IoT/M2M тарифы — по словам операторов, на них не действует «период охлаждения».
  • Использовать SIM-карты с корпоративным APN.
  • Настроить принудительный выход трекера на связь, каждые 24–48 часов (особенно важно для трекеров с интервальным режимом работы).

Почему «охлаждение» не касается клиентов ГдеМои?

ГдеМои используют SIM-карты с корпоративным APN. Для клиентов, которые используют собственные SIM карты, настроены уведомления и отчеты по устройствам, которые не выходили на связь больше суток.

Подключите автопарк к системе ГдеМои, чтобы избежать «периода охлаждения» SIM-карт

«Охлаждение» SIM-карт — реальность, к которой нужно подготовиться. Данные операторов связи постоянно меняются: добавляются новые детали «периода охлаждения» SIM-карт, прежние условия становятся недействительными. Между тем «охлаждение» уже применяется в России — адаптировать бизнес к новым реалиям необходимо как можно скорее.

Сделать GPS-мониторинг вашего транспорта безопасным и бесперебойным помогут решения ГдеМои. Узнайте больше о разработке, которое поможет обойти «период охлаждения» SIM-карт, и запишитесь на бесплатное тестирование системы — по телефону 8 800 3333 101 или в WhatsApp.

← Предыдущий пост

Хотите следить за важным с помощью
GPS-мониторинга?

Начать

Недавние посты

На нашем сайте используются cookie-файлы, в том числе сервисов веб-аналитики. Используя сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных при помощи cookie-файлов. Подробнее об обработке персональных данных вы можете узнать в «Политике конфиденциальности».