Штраф за перегруз грузового автомобиля — лишь видимая часть финансовых потерь автопарка. Ускоренный износ техники, внеплановый ремонт и операционные простои наносят бизнесу не меньший ущерб. Разбираемся в статье, как реализовать контроль перегруза рабочего транспорта и принимать решения до того, как ошибки станут штрафами или издержками за ремонт.

Штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2025 году
В России весогабаритный контроль транспорта регулируется Приказом Минтранса № 348 и Постановлением Правительства № 1847. Факты нарушений фиксируются автоматическими пунктами весогабаритного контроля (АПВГК), работающими в режиме, установленном ПП РФ № 710. Именно на данных с этих пунктов формируются постановления о штрафах.
Сеть весогабаритного контроля будет больше
К 2030 году на федеральных трассах планируется запуск 417 автоматических пунктов контроля, из них 371 — на дорогах Росавтодора. Все пункты будут объединены в единую федеральную систему (АСВГК), что обеспечит сплошной контроль за грузовым транспортом по всей стране.
Штрафы за перегруз увеличились
С 18 июля 2025 года, согласно изменениям в ст. 12.21.1 КоАП РФ (ФЗ-209), для владельцев транспортных средств действуют следующие санкции:
- При превышении допустимой массы до 10% — штраф 150 000 рублей.
- При перегрузе от 10% до 20% — штраф 300 000 рублей.
- При перегрузе от 20% до 50% — штраф 450 000 рублей.
- При перегрузе свыше 50% — штраф 600 000 рублей.
Отдельный штраф в 600 000 рублей предусмотрен за отказ пройти весогабаритный контроль или за нарушение правил движения в зоне действия АПГВК. Важно понимать: всего один подобный инцидент обойдется дороже годовой стоимости системы мониторинга для всего автопарка.
Ведете грузоперевозки? В статье мы детально разобрали порядок осуществления весового контроля и практические способы защиты автопарка. Читать материал
Перегруз автомобиля: издержки для бизнеса
Помимо прямых штрафов, перегруз создает целый ряд издержек, которые системно подрывают рентабельность автопарка. Эти затраты могут даже оставаться незамеченными, но в долгосрочной перспективе их совокупный объем может многократно превысить разовые платежи по постановлениям.
Преждевременный износ техники
Постоянное превышение допустимой массы приводит к ускоренной деградации ключевых узлов транспортного средства. В первую очередь страдают:
- шины, чей ресурс сокращается из-за перегрева и повышенного давления;
- элементы подвески — рессоры, амортизаторы и сайлент-блоки выходят из строя быстрее;
- тормозная система испытывает критические нагрузки, что ведет к преждевременному износу колодок, дисков и увеличивает тормозной путь (что в свою очередь ведет к авариям).
Простои и срывы логистики
Регулярный перегруз приводит к незапланированным простоям на ремонт — технику приходится снимать с маршрута для замены шин, ремонта подвески или тормозной системы. Каждый такой простой оборачивается последствиями для автопарка.
- Невыполненные обязательства перед заказчиками и штрафами за срыв поставок.
- Прямые убытки от простоя дорогостоящего тягача.
- Дополнительные расходы на срочный ремонт и организацию замены вышедшего из строя транспорта.
В отличие от планового ТО, эти простои невозможно предсказать — они всегда происходят в самый неподходящий момент и требуют экстренных решений.
Легко планируйте сервисные работы и настройте прозрачное управление техническим обслуживанием в автопарке с системой ГдеМои. Узнайте больше о возможностях системы
Рост страховых взносов
Хотя прямого коэффициента за перевес в страховых тарифах не существует, систематические нарушения влияют на стоимость полисов через скоринговую систему. Страховые компании анализируют историю нарушений автопарка, и регулярные штрафы за перегруз формируют репутацию повышенного риска. Это может привести к увеличению базовой ставки ОСАГО и КАСКО на 15-30%, создавая дополнительную постоянную финансовую нагрузку.
Оборудование для контроля перегруза
Мы рассмотрим несколько технологических решений, позволяющих контролировать массу автомобиля в режиме реального времени — все они интегрируются в систему GPS/ГЛОНАСС-мониторинга.
Датчики нагрузки на ось
Для непрерывного контроля в течение всего рейса используются высокоточные датчики, которые устанавливаются непосредственно на транспортное средство. Принцип работы основан на отслеживании воздействия груза на подвеску — датчик фиксирует изменения и передает данные на GPS/ГЛОНАСС-трекер, который преобразует их в значения массы и осевых нагрузок.
Типы датчиков для разных подвесок
- Пневмоподвеска
Датчики давления, врезаемые в пневматическую магистраль. Преобразуют давление воздуха в пневмоподушках в данные о нагрузке. - Гидравлическая подвеска
Датчики давления для гидравлических контуров. Для многоосных систем требуется установка отдельного датчика на каждый контур. - Рессорная подвеска
Тензометрические датчики или сенсоры на поворотном рычаге. Фиксируют изменение положения рычага при изменении веса.
После установки датчики проходят обязательную калибровку на стационарных весах для обеспечения точности измерений с погрешностью не более 2-3%.
Контроль через CAN-шину
Для современной техники, передающей данные о массе через бортовую сеть, система GPS/ГЛОНАСС-мониторинга считывает информацию с CAN-шины. Это позволяет обойтись без установки дополнительных датчиков — данные о массе и осевых нагрузках поступают в систему мониторинга напрямую с автомобиля. Достоверность данных обеспечивается обязательной калибровкой на стационарных весах.
Мониторинг перегруза грузового автомобиля с ГдеМои
Система контроля перегруза от ГдеМои — это комплексное решение, которое превращает данные о массе и нагрузке в инструмент оперативного управления автопарком. Мы обеспечиваем сбор данных для предотвращения убытков и оптимизации перевозок.
Автоматические оповещения: реагируйте до нарушения
Система позволяет настроить триггеры для автоматического оповещения о критических ситуациях.
- Перегруз по массе или осям
Получайте предупреждение при приближении к предельно допустимым значениям. - Смещение центра тяжести
Контролируйте распределение груза для безопасной транспортировки. - Резкое изменение массы на стоянке
Фиксируйте несанкционированную погрузку или разгрузку.

Уведомления приходят через выбранные каналы связи: в веб-интерфейс, на email, в виде SMS или push-уведомлений в мобильном приложении.
Аналитика и отчеты: собирайте данные для принятия решений
Регулярный анализ весовых параметров позволяет выявить скрытые проблемы автопарка и предотвратить крупные убытки. Система автоматизирует сбор данных и формирует отчеты, которые помогают оптимизировать загрузку техники, продлить ее ресурс и дисциплинировать сотрудников.
Что доступно в системе GPS/ГЛОНАСС-мониторинга
- Хронология изменений массы с детализацией по времени и координатам.
- Отчеты по пиковым нагрузкам для планирования ремонтов и технического обслуживания.
- Статистика нарушений с распределением по водителям и транспортным средствам.
- Карта событий с визуализацией всех операций погрузки и разгрузки.
- Автоматическая генерация отчетов в форматах Excel и PDF по расписанию.

Контроль дисциплины: от перегруза к прозрачности логистики
Система GPS/ГЛОНАСС-мониторинга с датчиками нагрузки обеспечивает полную прозрачность операций с грузом. Она помогает следить за дисциплиной и пресекать махинации. Руководитель получает возможность в реальном времени контролировать не только вес, но и соответствие рейсов установленным нормативам, минимизируя финансовые риски и повышая эффективность автопарка.
Интеграция датчиков нагрузки с системой GPS-мониторинга позволяет также выявлять следующие моменты.
- Перевозка неучтенных грузов
Отслеживайте «левые» рейсы через анализ превышения согласованной массы. - Несанкционированные остановки
Контролируйте отклонения от маршрута и время простоев. - Нарушения режима перевозки
Следите за соблюдением скоростного режима и качеством вождения.
Преимущества системы GPS/ГЛОНАСС-мониторинга ГдеМои для автопарка
Внедрение системы контроля перегруза позволяет перейти от разовых мер к системному управлению рисками. Решение обеспечивает прямой экономический эффект за счет предотвращения штрафов, снижения эксплуатационных затрат и повышения прозрачности логистики.
Ключевые результаты для автопарка
- Защита от штрафов и финансовых потерь
- Сокращение затрат на ремонт и обслуживание
- Повышение эффективности логистики
- Прозрачность управления автопарком
Экономический эффект и перспективы развития
Для парка из 10 тягачей предотвращение двух эпизодов перегруза на 10-20% (по 300 000 рублей) полностью покрывает стоимость внедрения системы весового мониторинга. Дополнительно компания экономит на ремонте узлов и агрегатов, сокращает простои и исключает затраты на повторные рейсы.
Интеграция с системой ГдеМои открывает возможности для дальнейшего развития:
- внедрение предиктивной аналитики для ТО,
- подключение системы управления автопарком,
- интеграция с ERP-системами компании.

Подключить контроль перегруза грузового автомобиля
Контроль перегруза с помощью GPS/ГЛОНАСС системы ГдеМои — это переход от издержек к управляемым рискам. Мы возьмем на себя подбор и установку на грузовой автомобиль необходимого оборудования (датчики, трекеры или CAN-модули) и обеспечим техническую поддержку 7 дней в неделю.
Рассчитайте экономический эффект для вашего бизнеса. Свяжитесь с менеджерами ГдеМои по телефону 8 800 3333 101 или в WhatsApp и получите бесплатную консультацию и тестовый доступ к системе.
